«Боже, утверди! Боже, укрепи! Что мы вовеки все едины были», – так звучали последние слова народной клятвы на Переяславской Раде 18 января 1654 года. На ней Войско Запорожское во главе с гетманом Богданом Хмельницким присягнули на верность русскому царю. Таким образом, украинские земли стали единым целым с Московией.
Почему было принято такое решение?
После Смуты Московское Царство стало постепенно восстанавливаться – были укреплены государственные учреждения, налажено хозяйство, страна начала активно проявлять себя на внешней политической арене.
Со времен Ивана III Московская Русь стала высказывать претензии на обладание православными землями, входившими некогда в Киевскую Русь. Жители этих западных и южных древнерусских земель и в XVII в. именовали себя русскими.
В тоже время, с XIV в. шел процесс складывания самостоятельных белорусской и украинской народностей, формировались их самостоятельные языки, культура, обычаи, национальный характер.
В XIII-XIV вв. белорусские и украинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а с образованием по Люблинской унии 1569 г. Речи Посполитой бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство.
Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства, и особенно у крупных землевладельцев аристократов – магнатов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на украинские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов. Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов.
В таких условиях зародилась национально-религиозная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству.
Борьба за веру и волю
В 1648 году, когда очередное восстание запорожцев выплеснулось за пределы запорожской казачьей области, охватило всю Украину и превратилось в национально-освободительную войну, знаменем которой стала защита православия.
Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына.
Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец в сентябре 1648 году и у Зборова в августе 1649 года король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой.
Но гетман тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством.
В 1653 году настал решающий момент. Украинцы снова воевали с панами, а Крымский хан предал их предал в самую ответственную минуту битвы у Жванца. За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов.
Объединение украинских и русских земель
В Москве собрали последний в истории Земский собор, на котором 1 октября 1653 году было принято решение о присоединении Украины «под высокую царскую руку» и о вступлении в русско-польскую войну. 18 января 1654 года Украинская рада в Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной (или как тогда говорили Малой) России.
Теперь спустя более 300 лет Украина стала на путь конфронтации с Россией, из-за чего потеряла часть своих земель, жители которых были не согласны с такой политикой. Внутренние междоусобицы привели к тому, что в 2014 году южно-восточные территории Украины отделились, а в 2022 году воссоединились с Россией, чтобы защитить свою веру, культуру и историю. Как и заповедовал славный украинский гетман Богдан Хмельницкий: «С Россией — на вечные времена!».